Знаменитый
русский поэт и писатель Михаил Дудин, приехав в очередной раз в Ереван,
заметил одну очень интересную вещь: если прочитать название города с конца,
то получится «на вере». И Дудин, встав у знака «Ереван» на въезде в город,
воскликнул: «Вот за что я вас люблю, ведь вы стоите на вере!».
И действительно, если бы не вера ереванцев в свои силы, в светлое будущее,
вряд ли бы могли сегодня видеть Ереван именно таким, какой он есть. Ереван
— это в некотором смысле символ возрождения, пришедшего на смену всех
пережитых тягот и трудностей через которые пришлось пройти, которые пришлось
преодолеть. Все началось 2789
лет назад, когда царь Аргишти I «на страх врагам» на холме Арин-берд
основал город-крепость Эребуни, ровесник Рима, Вавилона и Ниневии. Сам
факт, что изначально это был город-крепость говорит о том, что Еревану,
тогда еще Эребуни, было не избежать нашествий и вторжений, которые,
кстати, не заставили себя долго ждать. Нашествия арабов, сельджуков,
монгольских завоевателей наносили серьезный урон развитию города, под
стенами которого велись упорные опустошительные сражения. Но город по-прежнему
стоял. Выстоял он и в 1604-ом, когда на город со своим войском напал
Шах Аббас I и почти полностью разорил его.
Ереван 14 раз переходил из рук в руки, но все равно жил своей, «армянской»
жизнью. Ереван жил и выживал, падал и поднимался. Город ждал и верил
в то, что настанет его час, настанет время, когда он предстанет во всей
своей мощи и красе, которую не будут омрачать грохот боевых снарядов
и крики гибнущих людей.. . И дождался.
В 17-19 веках для Еревана наконец-то настало
время, которого город так долго ждал. Расцвет искусства, литературы,
архитектуры – всего того, что постепенно рисовало, строило и писало
новый образ, новое лицо Еревана.
Город начал приковывать внимание путешественников, дипломатов, писателей,
ученых.
А.С.Грибоедов, талантливый писатель и дипломат, первую и единственную
прижизненную постановку своей знаменитой комедии «Горе от ума» увидел
именно в Ереване. Постановка, подготовленная силами офицеров-любителей,
состоялась на месте не существующей сегодня Ереванской крепости в 1827
году. Об этом свидетельствует памятная надпись на стене Винных подвалов
Ереванского винно-водочно-коньячного завода «Арарат», построенного на
месте разрушенной крепости. Можно сказать, что этот случай положил начало
развитию театральных традиций Еревана. Сегодня в городе существует несколько
отличных театров, а в Русском Драматическом театре им. К.С. Станиставского
можно по сей день лицезреть бессмертное творение Грибоедова.
Или еще один интересный факт. В 17 веке Ереван посетили знаменитые путешественники
Жан Шарден и Жан Батист Тавернье, создавшие первые «портреты» города.
Панорамный рисунок Еревана, выполненный Шарденом до сих пор хранится
музее истории города. На рисунке обозначены крепость, главная площадь,
несколько церквей – Еркересни и Катогике, городские кварталы с одноэтажными
домами.
Сегодня, когда по улице Абовяна спускаешься
к главной площади города, даже не подозреваешь, что во дворе дома на
перекрестке улицы с проспектом Саят-Нова находится старейшая из сохранившихся
церквей города — Катогике, нарисованная ещё Шарденом на его панораме.
Вообще архитектура Еревана тема особенная. Несмотря на свой «немолодой»
возраст, почти все, чем сегодня восхищаются туристы, было построено
начиная с 20-го века.. Так, например, Александр Таманян - автор генплана
Еревана - при создании Театра оперы и балета использовал лучшие традиции
средневековой армянской архитектуры, стилизовал традиционный национальный
орнамент. В 1935 году здание было удостоено Гран-при на Всемирной архитектурной
выставке в Париже, а сегодня по праву является одной из главных достопримечательностей
Еревана, его визитной карточкой.
То, что в современной архитектуре прижились элементы древнеармянской
культуры – неудивительно. Ведь то, что с таким трудом наши предки пронесли
сквозь века, невозможно забыть. Их вера и сила оставила неизгладимый
отпечаток не только в современной культуре города, но и в сердце современного
ереванца. |
|
|
|